Федеративная республика Германия как
государство прошла различные стадии
политического и экономического устройства, не
раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми
войнами, выросла в экономически мощное
государство с выраженной социальной ориентацией.
При образовании в 1871 году Немецкой империи
установление всех основных прямых налогов
оставалось прерогативой входящих в неё
государств (нынешних земель). Империи было
передано право устанавливать лишь таможенные
пошлины и общеимперские налоги на предметы
потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и
акцизов положило начало созданию общего
экономического пространства. Но для
финансирования общих расходов этого,
естественно, не хватало. Источником средств
явились доходы от почтового и телеграфного
ведомства и матрикулярные взносы отдельных
земель, имевшие характер подушного налога. Для
покрытия чрезвычайных потребностей
предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Регулярные взносы отдельных государств
ставили империю в серьёзную зависимость от них.
Это и определило пути развития налоговой системы
Германии. В девяностые годы прошлого века были
введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя,
игральные карты, в 1906 году – налог с наследства, в 1913
году – налог на имущество и одновременно налог на
прирост имущества. С 1916 года Германия уже активно
использовала возможности прямого
налогообложения. Развивалось и косвенное
налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало
на покрытие расходов, связанных с военным
поражением. В июле 1918 года Германия ввела налог с
оборота сначала по ставке 0.5%. Он просуществовал
до перехода к налогообложению добавленной, или
вновь созданной, собственности, что произошло
только в шестидесятые годы.
В декабре 1919 года с утверждением Имперских правил
налогообложения, разработанных министром
финансов Эрцбергером, началась крупнейшая
налоговая реформа. Её главное значение в том, что
был ликвидирован финансовый суверенитет земель.
Государство получило исключительное право
взимания налогов и управления ими. Был повышен
налог с оборота, введено налогообложение
предметов роскоши, дополнительный налог
уплачивали владельцы крупных состояний.
Действовавшие 26 земельных законов о подоходном
налоге были заменены имперским подоходным
налогом с дифференцированной шкалой и
максимальной ставкой налогообложения 60%. Эти и
другие меры позволили в пять раз увеличить
расходы государства на социальные нужды.
Огромные финансовые трудности, возникшие в
результате экономических и социальных
последствий первой мировой войны, привели к
усилению централизации в области
налогообложения. В итоге в Веймарской республике
было создано единое финансовое управление,
контролирующее поступление всех видов налогов,
независимо от их последующего распределения. Это
финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 года.
В послевоенной Германии было законодательно
установлено, что государственные задачи должны
распределяться между федерацией и землями,
входящими в её состав. Про этом федерации и земли
раздельно несут расходы, возникающие при
выполнении ими своих функций; федерации и земли
самостоятельны в вопросах своего бюджетного
устройства. Наряду с федеральным государством и
землями носителями определённых
общественно-социальных функций выступают
общины, обладающие местными бюджетами. Ключевые
позиции в налоговом законодательстве
принадлежат федерации. В то же время для
обеспечения финансирования всех трех уровней
управления налоговая система Германии построена
таким образом, что наиболее крупные источники
формирует сразу три или два бюджета. Так,
подоходный налог с физических лиц
распределяется следующим образом: 42.5%
поступлений направляются в федеральный бюджет,
42.5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в
местный бюджет. Налог на корпорации делится в
пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным
бюджетами. Налог на предпринимательскую
деятельность взимается местными органами
управления, но им остаётся половина, а вторая
половина перечисляется в федеральный и
земельный бюджеты. Налог на добавленную
стоимость также распределяется по трем бюджетам.
Соотношения распределения этого налога могут
быть самыми различными и меняться с течением
времени, поскольку он служит регулирующим
источником дохода.
Нужно отметить, что Германия одна из немногих
стран, где применяется не только вертикальное, но
и горизонтальное выравнивание доходов.
Высокодоходные земли, как, например, Бавария,
Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых
ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония.
В настоящий момент в Германии сложились следующие принципы
построения системы налогообложения:
1. Налоги по возможности минимальны;
2. Минимальны, или точнее минимально необходимы и
затраты на их взимание;
3. Налоги не могут препятствовать конкуренции,
изменять чьи-либо шансы;
4. Налоги соответствуют структурной политике;
5. Налоги нацелены на более справедливое
распределение доходов;
6. Система должна строиться на уважении к частной
жизни человека. В связи с налогообложением человек
должен по минимуму открывать государству свою
частную жизнь. Налоговый работник не имеет права
никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике.
Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
7. Налоговая система исключает двойное
налогообложение;
8. Величина налогов соответствует размеру
государственных услуг, включая защиту человека и всё,
что гражданин может получить от государства.
|